Каникулы – самая яркая по эмоциональной насыщенности пора у школьников. Детям просто необходима смена деятельности и впечатлений. Отдых – это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма и коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Ежегодно для детей в летние каникулы проводится смена в организации отдыха детей и их оздоровления с дневным пребыванием, на базе МКОУ «Михалёвская СОШ». При комплектовании смены первоочередным правом пользуются обучающиеся из категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Для того, чтобы отдых сделать полноценным, была разработана образовательная программа «Дети Будущего» (далее по тексту – Программа).
Данная Программа имеет цель и задачи, в ней указаны принципы, на которые она опирается, описаны ожидаемые результаты. Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления: спортивно – оздоровительное, патриотическое, нравственно – эстетическое, экологическое, художественно – творческое, досуговое, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Реализация Программы призвана обеспечить:
1. Увеличение количества обучающихся, охваченных организованными формами отдыха и занятости;
2. Организацию отдыха и занятости детей во время летних каникул;
3. Активное участие детей в построении своей пространственно – предметной среды.
4. Укрепление здоровья.
При разработке содержания Программы учитывается необходимость защиты ребёнка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.
Новизна и особенность данной программы заключаются в следующем:
Воспитание творчески активной личности будет проходить через сюжетно – ролевую игру, как ведущий тип деятельности.
Сюжетно - ролевая игра представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность сюжетно-ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Игра предполагает:
- большую двигательную активность;
- разнообразие видов деятельности;
- признание и позитивную оценку в среде сверстников и взрослых;
- релаксационные занятия.
Для реализации Программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
• Спортивно - оздоровительный модуль.
• Патриотический модуль
• Нравственно – эстетический модуль
• Экологический модуль
• Художественно - творческий модуль
• Досуговый модуль
Организация – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, которая дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Организация призвана обеспечить полноценный и содержательный отдых и оздоровление детей. Организация является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического и социального творчества.